60 бессмертных цитат Конфуция
- 18 октября, 2022
- 7:19 пп
- Нет комментариев
При жизни господин Конфуций хоть и был популярным философом, но славу мудреца ему решили создать значительно позже. Произошло это лет через 300-400 после его ухода к предкам. И я объясню, почему.
Во время жизни Кун Цю (так на самом деле звали основателя конфуцианства) много путешествовал по землям Китая. Где-то он работал советником местного князя, в другом месте проводил церемонии, в третьем — правил городом, а в путешествиях обычно изучал древние знания и говорил с окружающими. В любой дороге за ним следовали его ученики, иногда по 30 человек. Это могли быть философы, фермеры, дети правителей… Да кто угодно мог следовать за учителем, внеся взнос за знания — связку вяленого мяса.
Конфуций постоянно что-то комментировал, приводил примеры из жизни, аллегории и сравнения. Большинство учеников дословно записывали всё, что говорил учитель, и оставили на суд потомков, что следует считать умными мыслями и что — нет.
Так и получилось: от Конфуция наследникам досталось множество томов, которые были дополнены его собственными трактатами о традициях, жертвоприношениях и музыке. Конфуций позже стал чем-то вроде Ленина для жителей пост-советского пространства: ему присвоили чужие цитаты, ненужные слова убрали, вычеркнули из его учения практически всю основную часть (про традиции и жертвоприношения), оставив разве что поклонение предкам и уважение старших. На основе этих текстов китайские правители и составляли Конфуцианство — правила новой жизни для китайцев.
Про благородного мужа
Возможно, вы читали книги Бориса Акунина о приключениях Фандорина. В них Эраст Петрович часто смотрит на ситуацию взглядом благородного мужа, цзюнь-цзы. Так вот этот благородный муж и есть идеал Конфуция. Как говорил сам мудрец, этого идеала он сам достичь не смог.
Зачем Китаю правила жизни?
Китайские земли длительное время были поделёнными на множество княжеств, провинций, городов и городков со своими законами, правителями и войнами друг с другом. Объединить земли под одним правителем никак не представлялось возможным, поэтому было решено создать набор правил, по которому можно было бы воспитывать новые поколения в подчинении.
«Новые китайцы» должны были любить родителей, уважать старших и своего правителя. Но не только местного, а также правителя общекитайского. Отсюда после двух тысяч лет настойки и получился современный китайский народ, который чтёт партию, а также незабвенно трудится во славу труда и Китая.
Про Конфуция
Некоторые из описаний учеников хорошо описывают Конфуция в быту.
- Хотя бы мяса и было много подано, но он не допускал, чтобы оно получало перевес над растительною пищею (рисом).
- Только в вине он не ограничивал себя, но не пил до помрачения.
- Покупного вина и базарного мяса он не ел (опасаясь, что они не чисты или вредны для здоровья).
- Он никогда не обходился без имбиря. Ел немного.
- Преобладание животной пищи над растительной, составляющей главный материал для поддержания жизненных сил, признается китайской гигиеной вредным для здоровья и ведущим к сокращению жизни. Имбирь — по мнению китайцев — освежает ум и уничтожает зловоние.
- Философ был ласков, но строг; внушителен, но не свиреп; почтителен, но спокоен.
- Музыка Шао была самою прекраснейшею и нравственнейшею.
- Конфуций сравнивает маленького человека с женщинами: когда с ними сближаешься, они перестают тебя уважать, а когда отдаляешься, — начинают ненавидеть.
- По словам учеников, он ласков, уважителен, скромен, уступчив, поэтому всегда располагал к себе людей.
- Когда его не одолевали дела, он был радостен и безмятежен.
Цитаты Конфуция
Вот некоторые из цитат, которыми я хочу с вами поделиться.
- Государь может утруждать свой народ после того, как приобретет его доверие, а в противном случае народ будет считать служение за тиранию. Точно так же и государя можно увещевать после того, как он стал верить тебе, в противном случае он примет это за злословие.
- С женщинами, да и со слугами, трудно справиться. Приблизишь их, они становятся непокорными, а отдалишь — ропщут.
- Уличные слухи и россказни — это поругание добродетели! (сплетничать плохо)
- Полезных друзей трое и вредных трое. Полезные друзья — это друг прямой, друг искренний и друг много слышавший. Вредные друзья — это друг лицемерный, друг льстивый и друг болтливый.
- Я целые дни проводил без пищи и целые ночи — без сна, но нашёл, что одни размышления бесполезны и что лучше учиться
-
Ошибки, которые не исправляются, — вот настоящие ошибки.
- Философ свободен от следующих четырех предметов: предвзятого взгляда, уверенности, упрямства и эгоизма.
- Льстивые речи запутывают добродетель, а маленькое нетерпение расстраивает великие замыслы.
- Благородный муж ищет причины своих неудач в себе самом, а подлый человек ищет их в других.
- Благородный муж важен, но не сварлив, общителен, но не ни с кем не идет на сговор.
- Не говорить с человеком, с которым можно говорить, — значит потерять человека; говорить с человеком, с которым нельзя говорить,— значит потерять слова. Умный человек не теряет человека и не теряет слов.
- Благородный человек строго соблюдает себя в стесненном положении, а подлый (низкий) делается распущенным, способным на беззакония.
- Ничто так легко не возбуждает человека и не доводит его до самозабвения, влекущего к самым пагубным последствиям, как мгновенные вспышки гнева и досады, а потому для избежания великих заблуждений необходимо различать их в самом зародыше.
- Под влиянием минутной досады забывать себя и своих родителей, разве это не заблуждение?
-
Чего не желаешь себе, не делай и другим.
- Учись так, как будто боишься не достигнуть предмета, да еще опасаешься потерять его.
- Не в свое дело не мешайся.
- Искренне веруй и люби учиться, храни до смерти свои убеждения и совершенствуй свой путь.
- В государство, находящееся в опасности, не входи; в государстве, объятом мятежом, не живи; появляйся, когда во Вселенной царит закон, и скрывайся в эпоху беззакония.
- Стыдно быть бедным и занимать низкое положение, когда в государстве царит закон; равно стыдно быть богатым и знатным, когда в государстве царит беззаконие.
- Народ можно заставлять следовать должным путем, но нельзя ему объяснить почему. Народ по своему невежеству не в состоянии понять отвлеченных рассуждений о нравственной деятельности, ему нужен живой пример их руководителей и правителей.
- Хороши правители — хорош и народ. И наоборот.
- Народ можно заставлять следовать должным путем, но нельзя ему объяснить почему.
- Благородный муж безмятежен и свободен, а низкий человек разочарован и скорбен.
- Когда природа берет перевес над искусственностью, то мы имеем грубость, а когда искусственность преобладает над природой, то мы имеем лицемерие; и только пропорциональное соединение природы и искусственности дает благородного человека.
-
Добродетель не бывает одинокою, у нее непременно есть последователи.
- При виде достойного человека думай о том, чтобы сравняться с ним, а при виде недостойного — исследуй самого себя (из опасения, как бы у тебя не было таких же недостатков).
- Благородный муж; знает долг, а низкий человек знает выгоду.
- Не беспокойся, что у тебя нет должности, а беспокойся, каким образом устоять на ней.
- Не беспокойся, что люди не знают тебя, а старайся поступать так, чтобы тебя могли знать.
- Если кто сможет управлять государством с уступчивостью, требуемою церемониями, то какие затруднения встретит он в этом? Если кто не будет в состоянии управлять государством с уступчивостью, к которой обязывают церемонии, то для чего ему эти церемонии?
- Благородный муж думает о добродетели, а низкий — о спокойствии.
- С ученым, который, стремясь к истине, в то же время стыдится плохого платья и дурной пищи, не стоит рассуждать об Учении.
- Богатство и знатность составляют предмет человеческих желаний, но благородный муж ими не пользуется, если они достались незаконным путем.
- Бедность и низкое положение служат для человека предметом отвращения, но благородный муж не гнушается ими (не отвергает их), если они не заслужены.
- Как может благородный муж пользоваться этим именем без гуманности? Благородный муж ни на час не расстается с гуманностью, в суматохе и в разорении она непременно с ним.
- Только гуманист может любить людей и ненавидеть их. Такое право приобретается им в силу того, что только он обладает полнейшим беспристрастием, бескорыстием и правотою.
- Человек, не имеющий любви, не может долго выносить бедность и не может постоянно пребывать в радости.
- Человеколюбивый находит спокойствие в любви, а мудрый находит в ней выгоду.
- Прекрасна та деревня, в которой господствует любовь. Если при выборе места мы не будем селиться там, где царит любовь, то откуда можем набраться ума?
- Благородный муж ни в чем не состязается.
- Осторожность в словах и поступках служит верным средством к получению жалованья.
- Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно.
-
Кто есть благородный муж? Тот, который сначала действует, а потом говорит.
- Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок посредством наказаний, то хотя он и будет стараться избегать их, но у него не будет чувства стыда. Если же руководить им посредством добродетели и поддерживать в нем порядок при помощи церемоний, то у него будет чувство стыда и он будет исправляться.
- Кто управляет при помощи добродетели, того можно уподобить северной Полярной Звезде, которая пребывает на своем месте, а остальные звезды с почтением окружают ее.
- Не беспокойся о том, что тебя люди не знают, а беспокойся о том, что ты не знаешь людей.
- Цзы-гун спросил: Что вы скажете о человеке, который в бедности не пресмыкается, в богатстве не заносится? Философ ответил: Годится, но он ниже того, который в бедности весел, а в богатстве благопристоен.
- О том благородном муже, который в еде не заботится о насыщении, в жилище не ищет комфорта, быстр в деятельности, осторожен в речах и обращается для исправления себя к людям нравственным, можно сказать, что любит учиться.
- Чем раскаиваться впоследствии, не лучше ли быть осторожным вначале.
- Цзы-цинь спросил у Цзы-гуна: Философ, прибыв в известное государство, непременно собирал сведения об его управлении. Домогался ли он этого, или же ему сообщали их? Цзы-гун отвечал: Философ приобретал их благодаря своей любезности, прямоте, почтительности, скромности и уступчивости. Не отличался ли его способ собирания их от способа других людей?
- Если благородный муж не солиден, то он не будет вызывать уважения к себе в других, и знание его не будет прочно. Поэтому поставь себе за главное преданность и искренность; не дружись с людьми, которые хуже тебя; если ошибся, не бойся исправиться.
- Он говорит так, чтобы никого не утомить. Когда он весел, он смеется, но так, чтобы никого не задеть. Когда надо взять по справедливости, он берет, но так, чтобы ни у кого не вызвать осуждения.
- Если к самому себе будешь более требовательным, чем к другим, то избежишь обид.
- Что можно сказать о человеке, если вся деревня его любит?
— Это никчёмный человек, — ответил Конфуций.
— А что можно сказать о человеке, которого вся деревня ненавидит?
— И это никчёмный человек, — сказал Конфуций.
— Было бы намного лучше, если бы хорошие люди из этой деревни его любили, а дурные— ненавидели. -
У того, кто беззастенчиво произносит слова, с трудом исполняются дела.
- Если естество в человеке одолеет культуру, – получится дикарь. Если культура одолеет естество, — получится книжник. лишь тот, в ком естество и культура уравновешены, может стать благородным мужем.
- Идя в компании двух человек, я всё равно найду, чему научиться у них. Хорошие качества я постараюсь перенять, а узнав о плохих чертах у других, я постараюсь исправить то же самое у самого себя.
- Если в общине царит человеколюбие, это прекрасно. Разве можно считать мудрым того, кто поселяется там, где не царит человеколюбие?
- Благородный муж требователен к себе, в отличие от маленького человека, который требователен к другим.